В нашем проекте «Беларусь фабричная» мы рассказываем о предприятиях, которые на протяжении многих десятилетий давали работу жителям белорусских городов и деревень.
В ноябре 1873 года в Гомель проложили железную дорогу. Это был третий участок Либаво-Роменской дороги – 141,8 версты из Бобруйска. На следующий год здесь открыли железнодорожные мастерские, с их появления берет начало история одного из старейших промышленных предприятий Беларуси – Гомельского вагоностроительного завода.
Железнодорожные мастерские заложили в 1871 году. К декабрю 1873-го были построены паровозосборочный, вагонный, кузнечный, чугунолитейный, колесный, токарно-инструментальный и деревообделочный цеха. Рядом с мастерскими со временем вырос Залинейный район, благодаря чему площадь Гомеля увеличилась почти вдвое. Фактически мастерские стали первым градообразующим предприятием города. На первых порах тут работали 600–700 человек.
До 1914 года здесь отремонтировали 60 паровозов и более 2 тыс. вагонов. Численность работников уже составляла более 1,5 тыс. человек. Предприятие считалось самым крупным в городе и обслуживало железные дороги Северо-Западного края Российской империи.
Удивительно, но техника тех времен работает до сих пор! К примеру, в колесно-тележном цехе установлен наплавочный станок, с помощью которого на детали и заготовки наносят металл. Это оборудование было выпущено в Магдебурге в 1900 году, а на вагоноремонтный завод (ВРЗ) его привезли в 1945-м.
Есть еще токарный станок 1888 года и запрессовочный станок начала XX века (британского производства).
Начиная с 1878 года подготовка специалистов для предприятия велась в Гомельском техническом железнодорожном училище. Это старейшее профессиональное учебное заведение не только на Гомельщине, но и во всей Беларуси. Рабочих обучали и в классах ручного труда, созданных при Либавской церковно-приходской мужской школе.
В 1902 году на территории мастерских открыли электростанцию. Электричество от нее поступало не только на железнодорожный узел, но и на некоторые улицы города.
Когда началась Первая мировая война, Гомельские железнодорожные мастерские «потеснились», отдав часть своих площадей под эвакуированные Либавские мастерские. Совместными усилиями ремонтники обеспечивали потребность фронта в подвижном составе. В период Гражданской войны многие железнодорожные линии эксплуатировались частично. Четверть всех имеющихся вагонов и более половины паровозов были выведены из строя.
Первый крупный заказ поступил в начале 1920-х годов на изготовление 68 теплушек и 46 вагонов для работы на линии в составе передвижных мастерских. В 1922-м были отремонтированы 6 паровозов, а к 1927 году здесь стали капитально ремонтировать более 15 паровозов в год. Приводились в порядок и поврежденные вагоны. К 1924 году мастерским удалось увеличить свои производственные мощности, выпуск продукции достиг довоенного уровня.
С 1925-го до 1940-х годов на предприятии велась реконструкция, расширялись цеха, устанавливалось оборудование. Было возведено новое здание, увеличилась мощность электростанции и компрессорной. Мастерские освоили производство запасных частей для сельскохозяйственной техники. В строй ввели жилье для рабочих, в частности, уникальный дом-коммуну (проект архитектора Станислава Шабуневского).
Предприятие также открыло фабрично-заводское училище для обучения так называемым грязнорабочим профессиям. Принимали туда подростков с 14 лет.
В 1929 году мастерские были преобразованы в паровозовагоноремонтный завод имени Ланцуцкого. Первым директором стал бывший рабочий Иван Химаков. Его именем названа улица, на которой сегодня находится вагоностроительный завод.
Талантливый руководитель заложил в коллективе спортивные традиции. Заводчане участвовали в строительстве клуба железнодорожников и стадиона «Локомотив», где потом и тренировались. Футзальная команда ВРЗ – неоднократный чемпион и обладатель Кубка Беларуси, двукратный обладатель Кубка европейских чемпионов – известна даже за рубежом.
В 1930-е годы завод ремонтировал до 25 паровозов в месяц. Предприятие нарастило мощности. Здесь работали уже свыше 3 тыс. человек. Одним стальным литьем паровозовагоноремонтный завод обеспечивал 22 завода Советского Союза.
Летом 1941 года, через две недели после начала войны, оборудование и специалистов эвакуировали в Уфу. Уехали 927 семей заводчан. Рабочие успели демонтировать и вывезти все станки, а также паровозы и вагоны, ожидавшие ремонта.
Гомель освободили 26 ноября 1943 года, а уже 28 ноября приехала группа специалистов для координации восстановительных работ. Стали возвращаться и заводчане.
2 марта 1945 года было принято решение о реконструкции старейшего предприятия Гомеля. С 1 апреля оно было переориентировано на ремонт вагонов.
В те годы получилось создать и фундамент будущего социального партнерства профсоюза и нанимателя. Сохранилась «местная конституция» 1949 года, в которой прописаны обязанности и права руководства и работников. Например, наниматель должен был отправлять в отпуск рабочих-подростков только в летние месяцы и ограничивать физическую нагрузку женщинам. Со временем многие положения того колдоговора претерпели изменения, но в том или ином виде они сохранены и сегодня.
В 1948–1957 годах завершился процесс восстановления завода. В 1954-м объем выпускаемой продукции превысил довоенные показатели. Производственные процессы модернизировались: были введены машинная сборка, непрерывная заливка и др. В 1957 году предприятие перекрыло свою проектную мощность. Котельная и нагревательные печи цехов перешли с твердого топлива на жидкое.
В 1959-м Министерство путей сообщения приняло решение о специализации завода на ремонте цельнометаллических вагонов. Рабочие начали осваивать ремонт багажных, почтовых, купейных вагонов. В 1960 году здесь уже трудились 1680 человек.
В 1961–1967 годах открылись новые отделения – по покрытию поверхностей деталей вагонов, травильное, эмалировочное; началось освоение подводного полирования. Велась газификация завода. Был создан участок отливки деталей из алюминия. В 1964 году ввели в эксплуатацию цех по разборке вагонов и комплектованию деталей и узлов. Кроме того, завод перешел с парового отопления на водяное.
В период с 1968 по 1979 годы был сформирован участок точного стального литья, построено здание роликового отделения, открылся электроремонтный цех; стала активно применяться вычислительная техника. Развивался и социальный сектор: появились детсад-ясли для детей заводчан, столовая, спортзал, клуб, база отдыха, модернизированный здравпункт. Внедрялась комплексная система управления качеством выпускаемой продукции. В конце 1970-х на предприятии ввели в эксплуатацию инструментально-метизный цех и новое здание транспортного.
В 2000-х годах коллектив Гомельского ВРЗ приступил к строительству пассажирских вагонов совместно со специалистами Крюковского вагоностроительного завода. В 2008-м рабочие освоили сборку купейного вагона, через год – выпустили первый спальный, а в конце 2010 года – жестко-открытый (плацкартный) вагон.
Сегодня предприятие выпускает вагоны различного класса, а также ремонтирует более 150 типов вагонов. Новое направление – ремонт и изготовление специализированной самоходной путевой техники.
Светлана ВАЩЕНКО, фото из архива ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод»