Белорусы проголосовали за обновленную Конституцию. В сравнении с предыдущей в ней появилось 11 новых статей, 2 были исключены, а в 83 внесены изменения и дополнения. Символично, что усовершенствованный Основной Закон вступает в силу 15 марта – в День Конституции. О том, когда он заработает в полную силу и почему не всегда стоит ориентироваться на оценку западных экспертов в вопросах внутренней политики, поговорили с судьей Конституционного суда Беларуси Тадеушем ВОРОНОВИЧЕМ.
– Тадеуш Валентинович, более 82% белорусов, по данным ЦИК, поддержали новую Конституцию. О чем говорит такое единогласие?
– Конституция – не просто Основной Закон, это еще и общественный договор между государством и народом. Думаю, в Беларуси на протяжении почти 30 лет он хорошо выполнялся: в стране обеспечивались правопорядок и права людей, в первую очередь социальные, созданы условия для реализации гражданами своих способностей и возможностей.
Но время не стоит на месте. Начался новый этап развития государства, который призван скорректировать Основной Закон и определить, как мы будем жить дальше. За что было предложено голосовать людям? За сохранение национальной самобытности, утверждение прав и свобод, за социальное справедливое общество, независимость и процветание. Новеллы были призваны укрепить основы конституционного строя, усовершенствовать судебную защиту, значительно расширить социально-экономические права.
Граждане изучили документ и увидели, что все это – во благо их жизни и развития государства в целом. Поэтому вполне логично, что общество проголосовало за.
– 15 марта Конституция официально вступит в силу, но когда документ заработает в полную мощь? Что будет этому предшествовать?
– Конечно, после вступления в силу обновленной Конституции многие законы и указы необходимо будет привести в соответствие с Основным Законом. На это отводится 2 года. Приведу несколько примеров: статья 116 теперь дает гражданам право напрямую обращаться в Конституционный суд с жалобой на нарушение их прав и свобод законом, примененным в конкретном деле. Однако 15 марта мы все еще не сможем принимать от людей такие обращения. Чтобы эта норма заработала, нужно определить порядок рассмотрения обращений, а значит – переработать Закон «О конституционном судопроизводстве». Так и с другими новеллами. Можно предположить, что прописанное в обновленном документе понятие брака как союза между мужчиной и женщиной повлечет корректировку брачно-семейного законодательства, а установленная обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья – Закона «О здравоохранении». Думаю, в ближайшее время будет принят и закон о гражданском обществе, чтобы четко определить это понятие, рассмотреть его суть и структуру. Ведь, согласитесь, пока представителями гражданского общества называют себя только люди и формирования, стоящие в оппозиции к власти. Так быть не должно. В числе первых будет рассмотрен и вопрос о Всебелорусском народном собрании, ведь на то, чтобы заработал новый конституционный орган, отведен всего год.
– Продолжим тему ВНС: известны ли подробности его функционирования? Есть ли аналоги таких органов в других странах?
– Прежде всего отмечу, что Всебелорусское народное собрание – не новшество для нашей страны. Ранее оно собиралось 6 раз, в том числе в непростые для государства моменты: в 1996 и 2021 годах. Теперь же этот высший представительный орган народовластия будет собираться на регулярной основе: 1200 человек – представителей разных слоев общества будут избираться сроком на 5 лет, чтобы определять, в частности, основные направления развития внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности. Это такие жизненно важные направления, которые невозможно взвалить на плечи одного Президента или же парламента.
Аналог белорусского ВНС есть, к примеру, в Китае – Всекитайское собрание народных представителей. Это высший орган государственной власти и единственный законодательный орган. В состав ВСНП входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил, которые избираются на 5 лет.
– Проект Конституции не единожды называли «народным». Вы согласны с таким определением?
– Безусловно. Одно из главных достижений обновленной Конституции – усиление социальной поддержки граждан. Ее ощутят семьи с детьми, многодетные, люди с инвалидностью. Так, теперь государство обеспечивает приоритет воспитания детей в семьях, а не в детдомах. Также на конституционном уровне государство будет создавать условия для защиты персональных данных – в последние годы очень много людей пострадало от мошенников в сфере интеллектуальной собственности.
Но наряду с расширением прав акцент в Основном Законе сделан на стимулировании социальной активности граждан. Не приветствуются иждивенческие настроения, а в ряде статей говорится о конституционном долге. К примеру, о том, что каждый должен проявлять социальную ответственность; родители обязаны готовить детей к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям.
– Со стороны западных экспертов звучали критические замечания в адрес проекта Основного Закона. Как белорусам стоит относиться к ним?
– Действительно, была критика, к примеру, «у вашего Президента слишком много полномочий». Но ведь в президентской республике так и должно быть. При принятии Основного Закона очень важно учитывать исторический путь развития государства, менталитет и традиции народа. Надо понимать, что Конституция не пишется для того, чтобы она понравилась кому-то или кто-то ее одобрил. Ее пишут для жизни, для всех нас. И, к счастью, большинство белорусов это понимает.
Юлия КУЛИК