1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 17 318 50 71
ГлавнаяНовостиДолжен ли ребенок уметь читать и писать до школы? Развеиваем страхи и сомнения родителей будущих первоклассников
20 июня 2022

Должен ли ребенок уметь читать и писать до школы? Развеиваем страхи и сомнения родителей будущих первоклассников

Поход в первый класс – событие важное и волнительное не только для учеников, но и их родителей. Папы и мамы заранее стараются подготовиться любимое чадо к школе. Но на практике выходит так, что вместе с предвкушением радостной встречи со страной знаний, возникает много вопросов, ответы на которые попытался найти портал 1prof.by.

Никаких домашних заданий в первом классе

Для плавного перехода из детского сада в школу, в первом классе в течение сентября первоклассники занимаются по программе «Введение в школьную жизнь».

– В этот период не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности, – отмечают в Министерстве образования.

После этого, с октября месяца, начинаются учебные занятия по предметам учебного плана. Вместе с тем для учащихся предусмотрена щадящая организация образовательного процесса, которая заключается в следующем:

  • уроки проводятся только в первую смену;
  • для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
  • каждый ученик обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
  • учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
  • в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
  • продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
  • продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут;
  • домашние задания учащимся не задаются.

В школу нужно идти физически развитым и здоровым

Родителям всегда хочется помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни. Однако успехи первоклассника зависят не только от готовности мальчиков и девочек. Немаловажное влияние оказывает отношение родителей и учителя к новому этапу в жизни ребенка.

– Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически развитым, здоровым. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, – прокомментировали в ведомстве.

Наблюдения показывают, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Другим детям (около 30%) требуется больше времени. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ. И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

– Наиболее напряженными для всех детей являются первые 4 недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву у ребенка и нарушению его психического здоровья, – делятся ценными советами специалисты.

Никаких оценок в первом классе

Как указано на сайте Министерства образования, в классе, где обучаются 6-летние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно».

– Учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д, – уточнили в ведомстве.

В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

Должен ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители убеждены, что главное перед школой научить ребенка читать, писать и считать. Но это не совсем так.

– Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия, – отмечают в Министерстве образования.

Вместе с тем педагоги и психологи считают, что готовить ребенка к школе обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

– Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада. Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв, – советуют в ведомстве.

Школьный шоппинг

Поход по магазинам за канцелярией почти всегда становится для детей приятным событием, который порой остается в памяти навсегда. Мальчики и девочки с удовольствием выбирают яркие пеналы, ручки и карандаши. Чтобы не набрать лишних товаров или не забыть о чем-то важном, предлагаем изучить примерный перечень школьных принадлежностей, необходимых для первоклассника. Портал 1prof.by составил его, изучив информацию на сайтах нескольких школ. В него вошли:

  • ручки;
  • простой карандаш;
  • линейка;
  • ластик;
  • тетради в узкую линейку (2 шт.);
  • тетради в крупную клетку (2 шт.);
  • цветная бумага (формат А4);
  • цветной картон (формат А4);
  • альбом для рисования или блок для рисования;
  • ножницы (с тупыми концами);
  • клей ПВА и клеящий карандаш;
  • кисточки для рисования и клея;
  • акварельные краски;
  • гуашь;
  • стаканчик для воды;
  • пластилин, стеки;
  • клеенка для работы с пластилином и клеем;
  • тряпочки (лоскут) для работы на уроках изобразительного искусства и трудового обучения;
  • цветные карандаши, точилка;
  • спортивная форма (для уроков физической культуры).

Праздник к нам приходит

1 сентября для первоклассника – особенный праздник, который не обязательно ограничивать школьной линейкой. Психологи советуют взять на работе выходной (иногда он положен по колдоговору) и сходить в парк, кинотеатр или выехать природу. Можно купить торт, мороженое или испечь пирог. Такой сценарий подойдет, даже если ребенок идет не в первый, а во второй или четвертый класс.

Подготовила Наталья  МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Александра ПОБАТА, носит иллюстративный характер

Карта сайта