Иван Воробей, председатель ППО ОАО «Автобусный парк г. Гродно»: Созданный в 2015 году музей отражает основные этапы развития предприятия, трудовые достижения, а также знакомит с историей развития в Гродно общественного транспорта, географией автобусных маршрутов. Благодаря кропотливому поиску материалов в гродненских архивах была установлена и точная дата образования предприятия – 1 декабря 1939 года.
Экспозиция знакомит с первыми маршрутами, техническими характеристиками подвижного состава, сетью городских автобусных линий. Здесь можно увидеть радиоприемник для передачи водителям напоминания о выезде в рейс, тщательно прорисованные вручную схемы междугородных, пригородных и городских маршрутов, с которыми они отправлялись в путь, инструкции по ремонту автобусов. Представлено множество разных документов. Например, удостоверение общественного инспектора по безопасности – в определенное время они дежурили на пешеходных переходах.
На большой карте стрелки указывают на города в тех странах, где побывали туристические автобусы предприятия. Особо отмечен новый виток в развитии городского общественного транспорта – торжественный момент 18 мая 2021 года, когда ОАО «Автобусный парк г. Гродно» получило первый электробус с запасом хода 300 км.
– Неизменно привлекает внимание стенд «Они завоевали Победу», – подчеркивает Иван Воробей. – На фотографиях – ветераны Великой Отечественной войны, которые у нас работали. Еще в 1980-е, когда я только пришел в автопарк, их было около 50. Эти очень добросовестные труженики проводили к тому же большую воспитательную работу среди молодежи. Мария Михайловна Анашина работала кондуктором, Георгий Семенович Каун – в отделе снабжения, Яков Ефимович Науменко и Михаил Илларионович Павленко были водителями на городских маршрутах. Рядом с их портретами – фотографии участвовавших в боях на афганской земле воинов-интернационалистов.
Среди экспонатов – альбом, отражающий этапы развития первичной организации общественного объединения «Белорусский союз женщин», и подлинные вещи отмеченных государственными наградами работников предприятия.
– Знаменитый водитель и наставник молодежи Владимир Пискун, удостоенный звания Героя Социалистического Труда, трудился бригадиром пригородной колонны. Был очень требовательным, но при этом никогда не повышал голос. Обычно он подходил к молодому водителю и показывал, как надо сделать, – вспоминает Иван Павлович. – Награжденные орденом Ленина водитель Леонид Поздняков и орденом Трудового Красного Знамени и Трудовой Славы III степени водитель Иван Давыдик поначалу трудились и учились в школе рабочей молодежи, которая располагалась в 1970–1980-е годы в этом помещении. Для них ответственность была важнейшим качеством.
Портреты передовиков и их личные вещи размещены в импровизированном «салоне» автобуса. В «кабине» представлены фото руководителей автопарка, на «лобовом стекле» – министров отрасли, в колесах – рабочие моменты прошлых лет. Автобус «направляется» к остановочному пункту. Как и положено, здесь висит расписание, имеется деревянная скамья – такими раньше были оборудованы все остановки. Манекен-водитель – в форменной одежде образца 1983 года. Окно в музее тоже оригинально оформлено: шторки – как в междугородных автобусах, а за ними открывается вид на автобусную остановку у Скидельского рынка 1970-х годов. Напольное покрытие комнаты имеет рисунок с увеличенными во много раз талонами и проездными билетами разных лет.
Многие работники предприятия и их родственники передают личные вещи, документы, награды, фотографии, поэтому экспозиция музея постоянно пополняется.
Одну из стен украшает стенд с дудками. Их подарил знаменитый мастер по изготовлению народных инструментов Марьян Скромблевич, творчество которого внесено в Список нематериального культурного наследия Беларуси. Много лет он руководил самодеятельным хором автобусного парка. Марьян Скромблевич утверждал, что изготавливавшие детали для автобусов слесари, токари и другие мастера предприятия повлияли на его решение создавать музыкальные инструменты.
Многочисленные альбомы, кубки, грамоты, фотоматериалы рассказывают о физкультурном и профсоюзном движении, творческих встречах самодеятельных артистов предприятия, спортивных состязаниях. Здесь и информация о трудовых династиях – на сегодняшний момент их шесть, и благодарственные письма отдельным работникам и коллективу.
Светлана СМОЛЕЙ, «Транспортный Вестник»