1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 17 318 50 71
ГлавнаяНовостиИмпортозамещение и конгломерация: как МАЗ решает производственные задачи в условиях санкций
08 июля 2022

Импортозамещение и конгломерация: как МАЗ решает производственные задачи в условиях санкций

Бренд «МАЗ» широко известен не только в нашей стране, но и далеко за пределами Беларуси. На Минском автомобильном заводе производят грузовую, прицепную, пассажирскую технику и широкий ассортимент запчастей к предлагаемым видам транспортных средств. Несмотря на то, что крупный белорусский автопроизводитель столкнулся с санкционным давлением, МАЗ продолжает развиваться и осваивать новые рынки сбыта.

Широкий модельный ряд

О трудовых буднях промышленного гиганта поговорили с ведущими инженерами-конструкторами предприятия и председателем цехового комитета профсоюза управления главного конструктора ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Андреем Калининым.

Линейка продукции МАЗа довольно большая: с конвейера выходит порядка 1 тыс. различных моделей автотехники. «МАЗы» ежедневно окружают нас, хотя мы и не предаем этому значения. А ведь сколько труда вложено в изготовление одной такой машины!

Например, пассажирские перевозки по транспортным артериями столицы взяли на себя автобусы «МАЗ». В сфере торговли этот бренд тоже незаменим: доставку продуктов в торговые сети осуществляют многосекционные фургоны с климат-контролем, перевозку хлебобулочных изделий от производителя к магазину осуществляет специальная «хлебная» машина, сельчан обслужит удобная автолавка.

На строительных площадках работают автовышки, подъемники, автокраны, автобетоносмесители. Поддерживать чистоту и порядок в городе помогают коммунальные машины бренда «МАЗ»: мусоровозы, дорожно-уборочная техника, ассенизаторы, поливомоечные и снегоуборочные машины, пескоразбрасыватели.  И даже РУП «Белпочта» доставляет периодику и корреспондецию во все уголки страны с помощью «МАЗов».

На хлебных полях в горячую уборочную страду незаменимым помощником для белорусских аграриев являются «МАЗы»-самосвалы. Доставить заготовленную на лесной делянке древесину поможет лесовоз на мазовском шасси. Ценятся и тягачи «МАЗ», и ломовозы, и автоцистерны.

Как ни удивительно, но пожарная и спасательная техника тоже производится на базе «МАЗа». В медицине используется передвижной кабинет компьютерной рентгенографии, известный всем, как «Пульмоэкспресс». А в прошлом году МАЗ и «Купава» освоили выпуск машин скорой помощи.

– МАЗ – уникальный завод, – подмечает с первых минут разговора заместитель главного конструктора Николай Лакотко. – Мы делаем грузовую, пассажирскую и грузоподъемную технику, прицепы и полуприцепы, автобусы и микроавтобусы. Причем Минский автомобильный завод предлагает своим потребителям комплексное решение. Нет такого, что мы сделали грузовик, и на этом точка. Например, для международных перевозок мы предлагаем грузовик и полуприцеп для работы в составе автопоезда. Если это строительная техника, то выбор тоже велик: от самосвалов до кранов. Плюс в том, что упрощается обслуживание техники.

Новейшие разработки

Как рассказал заместитель главного конструктора Николай Лакотко, на Минском автозаводе реализуется много проектов, связанных с новыми требованиями Таможенного регламента, требованиями по экологическим нормам, различным системам безопасности, разработке электромобилей, разработке новых моделей с улучшенными технико-экономическими показателями и др.

– Одно из направлений, например, разработка автомобилей с дизельными двигателями, отвечающими 5-му экологическому классу. В наших автомобилях и автобусах в основном мы используем двух поставщиков двигателей, один из них – российского производства ЯМЗ (Ярославский моторный завод), – поделился Николай Лакотко. – Второй – китайско-белорусский двигатель Weichai. Причем двигатели Weichai собирают недалеко от Минска в индустриальном парке «Великий камень». Таким образом, «сердце» белорусского «МАЗа» производят в нашей стране.

Второе направление – автотранспорт, работающий на альтернативных источниках энергии. Так как проблема экологии особенно остро стоит в крупный городах для ее решения в ближайшей перспективе предлагается использование, газомоторной автотехники, рассказывает о наработках Николай Лакотко.

Так в Российской Федерации на одном из наших ключевых рынков активно развивается рынок газомоторной техники. Минский автомобильный завод предлагает свои автомобили и автобусы оснащенные газовыми моторами с газобаллонным оборудованием.

Отдельного внимания заслуживает разработка и изготовление электротранспорта. Один из примеров – изготовление электрогрузовика МАЗ-4381ЕЕ совместно с НАН Республики Беларусь на компонентной базе белорусских предприятий. Достаточно востребованным и успешным можно считать и проект электробуса МАЗ-303, более десятка которых уже эксплуатируются автобусными парками Республики Беларусь.

По словам заместителя главного конструктора, отдельное внимание заслуживает разработка агрегатов трансмиссии – передние и задние ведущие мосты, раздаточные коробки. Также одним  из перспективных и направлений являются разработки различных электронных и мехатронных систем (АБС, ПБС, систем курсовой устойчивости) над которыми МАЗ работает совместно с белорусскими заводами.

– Кроме того МАЗ постоянно расширяет номенклатуру выпускаемой автотехники. Так в производственной линейке появились микрогрузовики и микроавтобусы – МАЗ-365022 с полной массой 3,5 и 7 т для городских перевозок и микроавтобус МАЗ-281040. Таким образом бренд МАЗ представлен во всех классах грузовой техники категории N1, N2 и N3 полной массой от 3,5 тонн, до, 40 тонн, а также особо тяжелой техники 50 тонн. В строительном сегменте – ставка на тяжелые машины полной массой 50 тонн с колесной формулой 8х8 и 8х4 МАЗ-65262L и МАЗ-651628. Проекты достаточно амбициозные, но мы уже показывали их на различных международных выставках. Наша техника вызвала достаточно большой интерес, – прокомментировал заместитель главного конструктора.

Новые рынки сбыта

Кроме поставок автомобилей и автобусов Минского автомобильного завода на рынки стран Таможенного союза предприятие стремиться осваивать и новые рынке в странах АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – прим. автора), КОМЕСА. Партнерские отношения связывают белорусских автопроизводителей с Вьетнамом, Египтом. В Сербии и Вьетнаме есть сборочные заводы по производству автобусов и грузовиков. Появились абсолютно новые рынки – Индия, Пакистан, Сирия и т.д.

Грузовой парк МАЗ на 90% из отечественного сырья

Сегодня нельзя однозначно утверждать, что техника под брендом «МАЗ» создается полностью из белорусских комплектующих. Металлический швеллер и полосу, например, МАЗ закупает в России – поставки идут из Северстали и Магнитогорска, радиаторы и топливные баки производства РФ и РБ, охладители поставляет белорусский НПО «ТАСПО», ОАО «Белшина» поставляет колеса, АБС поставляет ОАО «ЭКРАН». Если приводить цифры, то грузовой автомобиль МАЗ на 90% состоит из комплектующих РФ и РБ.

Как рассказал Николай Лакотно, согласно стратегии поставки комплектующих для ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» на предприятии никогда не ограничивались только одним поставщиком. Всегда прорабатываются альтернативные варианты. Так по отдельным позициям у нас присутствуют 5-7 производителей. В приоритете, конечно же, находятся белорусские и российские поставщики, узлы и агрегаты, а также комплектующие, которые выпускаются в странах Таможенного союза. Это нужно для того, чтобы предложить клиенту выбор, исходя из его покупательской способности по паритету цена – качество, а также способствовать конкуренции для отечественного производителя.

– Импортные комплектующие появились в силу того, что география поставок нашей автотехники достаточно велика:  страны Африки, Латинской Америки, центральной и восточной Азии, а также  европейские страны ближнего и дальнего зарубежья. Ряд всемирно известных производителей автокомпонентов имеет достаточно широкую дилерскую сеть по обслуживанию и продаже своей продукции. Так, к примеру, двигатели Mercedes обслуживаются не только в Европе, но и Африке и Южной Америке, что делает этот двигатель достаточно востребованным у потребителя.

Сейчас в Европу «МАЗы» не поставляются, поэтому по программе импортозамещения на смену двигателям «мерседес» пришли белорусско-китайские моторы Weichai рассказывает Николай Лакотко.

Смена поставщиков

В условиях санкционного давления Минский автозавод поменял основных  поставщиков и перешел на альтернативных производителей. В качестве примера Николай Лакотно привел белорусское предприятие ОАО «Экран», продукция которого заменила тормозную систему АБС немецкого производителя Wabco. На смену коробке передач производства ZF AG  пришла коробка передач Fast.

К сказанному коллегой начальник отдела кабин Игорь Пузырный добавил:

– Чтобы создать белорусские аналоги зарубежным продуктам, последние 10 лет мы вели работу с белорусскими производителями, Например, по освоению необходимых типоразмеров шин для наших грузовых автомобилей и автобусов, мы работали с «Белшиной». Когда по заводу «ударили» санкции, у нас уже была своя продукция. Начинали с самых востребованных для «мазовской» техники шин. Выпуск освоили за 2-3 года, теперь работаем точечно по эксклюзивным моделям.

Аналогично замещение импортных аналогов проходит по любому узлу. Он не разрабатывается в один день. Чтобы появилась альтернатива, надо работать иногда год, а то и все два. Начинают инженеры-конструкторы эту работу с технических требований и заданий, потом создаются опытные образцы, проводятся опытные испытания, изготавливается опытная партия и при положительных результатах поставщик вносится в конструкторскую документацию. Иногда испытания требуют значительных временных и денежных затрат. Но главное в этой технологической цепочке – повышается безопасность и качество автотехники.

– Что касается электрооборудования, то в этом направлении импортозамещение началось раньше, чем появился сам термин. Чаще всего возникает какое-то требование, и есть определенное устройство на рынке, которое удовлетворяет это требование, но в большинстве случаев оно не всегда подходит под наш автомобиль или автобус по причине специфических требований заказчика или эксплуатирующей организации – делится секретами начальник отдела электроники Павел Боганёв. – Поэтому первоначально берется устройство и на его основе формируются технические требования, а затем на проработку направляются отечественным изготовителям. Они прорабатывают техническое задание и готовят свои предложения по изготовлению данного устройства. Механизм отлажен, поэтому сейчас для нас нет больших проблем, если отсутствует отечественный или российский аналог электрических или электронных устройств.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото автора и Валерия КАРТУЛЯ

Карта сайта