В Беларуси начинается новый этап обустройства общественного сектора, заявил Президент Александр Лукашенко на совещании по законопроектам, регулирующим развитие гражданского общества, работу партий и общественных объединений. При этом глава государства признал, что новшества одновременно и рискованны, и своевременны.
История по вертикали
Беларусь – президентская республика. Это не только модель государственного устройства. Если хотите, это ответ на вызов исторического момента: после распада СССР бывшие советские республики оказались в зоне политической турбулентности – куча партий и политиков, видевших свой курс развития государства. Но этот плюрализм мнений породил хаос и разруху. Рано или поздно каждая из стран, обретших независимость, пришла к тому, что нужен сильный лидер, способный консолидировать вокруг себя общество. Наша республика не исключение. Из Белорусской ССР надо было сделать Республику Беларусь. Почти в ручном режиме. «Лихие девяностые» часто ассоциируются с разгулом бандитизма. Но это не про нас. Желающим повторить путь Аль Капоне так надавали по сопатке, что все желание высовываться пропало.
Но это лишь часть проблем. В колхозах не хватало комбайнов для уборки урожая, вчерашние ученые уходили торговать на рынок, промышленные гиганты буксовали всеми колесами без комплектующих и заказов. По средней зарплате мы оказались на уровне Северной Африки (если не ниже). Парламент и правительство указами и постановлениями старались исправить ситуацию. Но векторы развития государства определял Президент. Беларусь в этом плане выгодно выделялась среди прочих союзных республик: в 1990-е популярность белорусского Президента даже в соседней России била рейтинги местных политиков.
Когда мы чуть встали на ноги, в стране началось строительство вертикали власти – государственной опоры и проводников идей нового этапа развития страны. Это был важный момент политической эволюции Республики Беларусь.
Следующий – и не менее важный – создание Всебелорусского народного собрания. Своеобразное вече. Но с 1996 года этому представительному органу предстоит пройти большой путь.
В современной истории Беларуси, независимой и суверенной, мы пережили бумеранги мирового кризиса и пустошь пандемии. Эти вызовы также требовали усилий и порой непопулярных мер. Пережили, справились. Доказали свою самодостаточность. Наряду с испытанием на прочность прошли экзамен политической системы.
Между тем она продолжает развиваться и совершенствоваться. Президент сам настоял на том, чтобы передать часть полномочий главы государства другим политическим структурам. Но это лишь звено формирования Беларуси нового образца.
Общественный долг
«Для сохранения страны, ее независимости и субъектности, прогрессивного движения вперед государство предложило созидательную консолидацию власти и общества, – эти слова Александр Лукашенко произнес в январском Послании к белорусскому народу и Национальному собранию. – Находясь в хорошей форме и уверенно глядя в будущее, мы подошли к важнейшему периоду нашей современной истории – обновлению политической системы, новому уровню взаимодействия государства и общества».
Речь о гражданском обществе. Точнее о законопроектах, которые его обозначат. Само собой, в Беларуси гражданское общество формировалось вместе с обретением страной независимости. Было непросто. Кувыркались между ветром перемен и наследием советского прошлого. Но, по сути, на аттестат зрелости пришлось сдавать в 2020-м.
Примечательно, что трудный тест прошли именно те общественные силы, которые ранее Президентом назывались столпами общества. Прежде всего профсоюзы, удостоенные на этой неделе эпитета «мощнейшие» от главы государства. А поддержка Президента национальным профцентром понятна и легко объяснима: социально ориентированная экономика – именно то, чего добиваются профсоюзы во всем мире.
Помните, что на следующий день после Послания Президента Федерация профсоюзов провела пленум, на который пригласили руководство ведущих общественных объединений страны? А августовский Форум патриотических сил, консолидировавший то самое гражданское общество? Это реверс, знак готовности.
Гражданское общество активно не только в вопросах внутренней политики. Как отметил председатель Федерации профсоюзов Михаил Орда на Форуме патриотических сил, европейские политики за годы независимости не раз пытались раскачать обстановку в нашей стране.
«Мы с вами не имеем права на ошибку, – подчеркнул председатель ФПБ. – Мы ведем за собой людей. И нам отступать некуда! Мы – на своей земле! У нас есть только один действенный метод противодействовать этому незаконному вмешательству в нашу жизнь – наше единство. Это наша страна, и мы будем ее защищать! Мы должны ценить и защищать самое святое: нашу Родину – Беларусь».
Помимо профсоюзов есть еще общественные объединения женщин и ветеранов. БРСМ, выросший из советского комсомола и поддерживаемый пионерией. Беларусь, в отличие от бывших братских республик, сохранила лучшее, наработанное десятилетиями.
Александр Лукашенко на этой неделе напомнил, что, когда в постсоветских республиках с легкостью отказывались от опыта СССР и шли на социальные и политические эксперименты, в Беларуси не спешили что-то быстро ломать, подходили ко всем вопросам вдумчиво и не торопясь.
И это было правильным решением.
Партийный билет
Что касается политических партий, здесь немного сложнее. Они нужны, бесспорно. Но после распада Советского Союза с однопартийной системой большинство граждан оказались перед сложным выбором: в чем отличие целей либерал-демократов от социал-демократов? Да та же коммунистическая партия оказалась под вопросом. В Беларуси ее сохранили. В сопредельных странах было иначе – от личной неприязни и игнорирования до полноценного запрета по идеологическим мотивам.
Но дело даже не в лозунгах. Суть в ориентирах. Если партия готова работать на благо страны – пожалуйста. Собирается плясать под чужую дудку – вам здесь не место.
Президент на обсуждении партийного строительства четко обозначил координаты: «Какие это должны быть требования? Как определить, правильно действуют партии или нет? У нас прекрасная есть организация – Всебелорусское народное собрание. Там будут представлены и политические партии, и гражданское общество. ВНС определит контуры нашего будущего, ту колею, по которой будет двигаться государство. Присутствовать будут все. И будьте добры все вот этого курса, который будет там определен, придерживаться. Ушли влево, вправо – партия или общественное движение должно быть ликвидировано. Только так мы можем удержать страну в какой-то колее, в каких-то рамках».
Строго? Да, но делу.
Почему эти существенные перемены в обустройстве государства и общества необходимы именно сейчас? Во-первых, их анонсировали еще в январе.
«Я исхожу из того: мы обещали. Мы в свое время до принятия Конституции, и в Конституции отразили это. Мы обещали нашему обществу, что эти вопросы будем решать. Обещали – надо выполнять», – заявил Президент 30 августа.
Во-вторых, 30 лет независимости требуют прогресса в развитии самосознания. Да, время сейчас непростое. В последние два года нас дербанили санкциями, нас пытались раскачать и выплеснуть. Да и период с января многое изменил: коллективный Запад пошел на новый заход. Казалось бы, не самое время делиться на партии и объединения. Но у нас свой курс и свой путь. К тому же «Мы обещали».
И мы готовы.
Олег ФЕДОРОВ