1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 17 318 50 71
ГлавнаяНовостиМихаил Хазин: «Перестройки не будет, пока в наших вузах учат либеральной теории экономики»
12 сентября 2022

Михаил Хазин: «Перестройки не будет, пока в наших вузах учат либеральной теории экономики»

Экономисты предрекают глобальный кризис хуже того, что был в 2008-м. Новостные ленты это подтверждают: годовая инфляция в Еврозоне еще в августе достигла исторического максимума. Ирония в том, что именно западные страны с долей скепсиса относились к белорусской экономической модели и давили ее всевозможными санкциями. О том, почему либеральная экономическая модель сильно переоценена, есть ли вероятность появления СССР-2 и при каком раскладе Беларусь избежит кризиса, поговорили с известным российским аналитиком, экономистом и политологом Михаилом Хазиным.

– Долгое время в наших вузах изучали плановую экономику, но после развала Союза обучение перестроилось. Теперь нам преподают либеральную экономическую модель. Однако кризисы говорят о том, что и эта система не идеальна…

– В управлении экономикой и субъектами хозяйствования без плана в принципе обойтись нельзя. Во всех современных книгах по менеджменту плановая экономика стоит во главе угла. И даже такой термин, как KPI (западный показатель результативности работы, который внедряется и у нас. – Прим. авт.), абсолютно не имеет смысла, если у вас нет плана. Как иначе вы можете определить, хорошо работает сотрудник или плохо? Только сравнивая его с некими показателями. Кстати, в СССР была потрясающе развитая система плановых показателей, чтобы влиять на поведение и эффективность предприятия. Нынешняя и рядом не стояла.

Что касается экономической науки, то, как и всякая наука, она в какой-то момент отрывается от жизни. Более того, когда представители либеральной школы лет сорок назад на Западе получили полную монополию (а у нас после 1991 года), они сделали две вещи: ликвидировали все альтернативные школы, лишив их финансирования, и подогнали реальную статистику под свои теоретические выводы. В результате разобраться в том, что было раньше, становится все сложнее. Я потратил на это 15 лет.

Происходящее сегодня можно объяснить так: год назад начался кризис в острой форме, хотя формально – еще в 2008 году. Но его долго держали и сломались в 2020–2021-м с пандемией. Но еще надо разобраться, не могли ли коронавирус придумать, когда удерживать ситуацию больше не получалось? В Беларуси не было локдауна – и никаких страшных последствий не произошло, из чего можно сделать вывод, что в реальности тотальный карантин не требовался. Но теперь на ковид свалили всё…

Нынешний кризис – аналог потрясений 1907–1908 и 1930–1932 годов. И он будет продолжаться еще как минимум 5–7 лет.

– Значительное число людей испытывает ностальгию по СССР. Как вы считаете, реально ли восстановить Советский Союз и в каком формате он бы мог работать?

– Не так давно в Тегеране состоялась встреча руководства России, Ирана и Турции. Разговор шел о создании евразийской валютной зоны, в которую будут входить перечисленные страны и арабский мир. Теперь вопрос: Беларусь или, допустим, Казахстан в этой ситуации могут существовать независимыми, особенно с возможностью распада Евросоюза? Я имею в виду чисто экономически, без политики. Нет. По этой причине для ряда стран, в том числе для Беларуси, получить возможность голоса можно только при тесной интеграции с Россией. Движение в сторону воссоздания СССР будет исходить в первую очередь от бывших советских республик.

– Экономика России и Беларуси под санкционным давлением вынуждена была перестроиться. На ваш взгляд, удалось?

– Управленчески изменения происходят, а вот экономически нет. Мы по-прежнему живем в долларовой системе. И никакой перестройки не будет, пока в наших вузах учат исключительно либеральной теории экономики и о том, что солнце встает в Вашингтоне. В либеральной экономике есть вполне разумные модели, которые объясняют некоторые аспекты, но что-то она не объясняет совсем. Единственный способ исправить это – взять молодых, желательно математиков, физиков, и из них с нуля готовить экономистов. Но это можно сделать только с помощью государства.

Во всех современных книгах по менеджменту плановая экономика стоит во главе угла.

– На фоне неопределенности по поводу поставок российского газа в Европу и страха европейцев замерзнуть в собственных домах можно ли предположить, что избиратели потребуют у правительств снять санкции в отношении Беларуси и России?

– Не у кого требовать. В Западной Европе нет альтернативных групп, они все уничтожены. И что бы ни просили избиратели, власть имущие будут выступать только за усиление санкций. Помните, что недавно заявила Бербок (Анналена Бербок, министр иностранных дел Германии. – Прим. авт.): «Неважно, что думают мои немецкие избиратели, я хочу сдержать обещание людям Украины». Уровень политической культуры на Западе упал ниже плинтуса. И пока Евросоюз не распадется, он будет продолжать свою самоубийственную политику.

– Можно ли говорить, что даже в условиях санкций у Беларуси и России есть свои преимущества перед ЕС?

– На первом месте вода, на втором – еда, на третьем – отопление. У кого это есть, тот и чемпион. А в Европе не хватает воды – прежде всего из-за климата – и энергии. Но на самом деле проблема у них связана с другим: вся европейская инфраструктура заточена под высокий спрос. Когда он падает, то содержать инфраструктурные объекты становится слишком дорого. Что делать? Государству приходится дотировать их либо все ломать. А для этого нужно переселять людей из города в деревню. И тут мы видим картину России XIX века, где не было теплых туалетов. Они говорили про Россию – «дикари», а вот теперь сами – получите, распишитесь. Слишком жирно жили последние 30 лет. За наш счет.

– И все же Евросоюз – важный участник мировой экономики. Их кризис не станет «подножкой» для нас?

– Мы можем вообще не упасть. Если откажемся от либеральной политики, то достаточно быстро перейдем к экономическому росту порядка 10% в год в ближайшие 20 лет. Без проблем. Надо создавать инфраструктуру, рабочие места, строить свои самолеты и автобусы. На Западе это всё было, но за 30 лет всё проели, не думая о будущем. Поэтому сейчас уткнулись в тупик. Наши страны в ближайшие 20 лет должны придумать, как этого избежать и обеспечить экономический базис.

Подготовила Юлия КУЛИК

Печатную версию интервью читайте в №37 газеты «Беларускi Час»

Карта сайта