Президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание с руководством Совмина и руководителями облисполкомов, в котором принимал участие и председатель Федерации профсоюзов Михаил Орда. Повестка дня обширная, а одним из ключевых моментов стал законопроект «О дополнительных мерах в социально-трудовой сфере». Это многогранная и комплексная тема, включающая ряд важных вопросов трудовых отношений, сообщает сайт Главы государства.
Правительство предложило принять меры по обеспечению стабильности в социально-трудовой сфере в условиях санкций, которые введены Западом против нашей страны. Меры временные. Срок их действия предлагалось установить до конца 2022 года. Они нужны прежде всего, чтобы поддержать трудовые коллективы. Для этого предлагается оказывать целевую господдержку нанимателям. Однако Президент страны возразил: не пропадет ли стимул у самих предприятий и насколько справедливо и обоснованно будет оказание такой поддержки? Ведь кто-нибудь засомневается: а зачем работать? Кто-то, грубо говоря, пашет, а кто-то свое дело провалил, но ему выделят деньги из республиканского бюджета.
Правительство также предлагало расширить возможности нанимателей по организации труда, чтобы обеспечить стабильную работу предприятий, создать дополнительный ресурс и эффективнее задействовать работников, а также не допустить падения их доходов. «А кто мешает в нынешних условиях эффективно задействовать работников и сделать так, чтобы доходы не падали, а росли?» – резонно возразил Александр Лукашенко.
По словам заместителя премьер-министра Юрия Назарова, Трудовым кодексом установлены ограничения по продолжительности сверхурочных работ и количеству выходных, которые можно использовать.
Эту тему ранее неоднократно поднимали в Федерации профсоюзов Беларуси. Национальный профцентр согласен с необходимостью адаптироваться к условиям санкционного нажима и сокращению числа работающих. Но не за счет самих трудящихся. В частности, недавно председатель ФПБ Михаил Орда заявил: «Безусловно, сегодня в условиях санкций предприятиям необходимо осваивать новые рынки. И в такой ситуации могут быть случаи, когда нужно в короткие сроки выполнить крупный заказ. Но вопрос не должен решаться только за счет людей. Сверхурочная работа напрямую влияет на здоровье и безопасность человека, поэтому законодательное ограничение рабочего времени просто необходимо. Тем более что у нас и так установлена самая большая норма (в большинстве стран 120 часов в год). И если сейчас на отдельных предприятиях надо прибегать к переработкам, то это должны быть только точечные решения».
Напомним, Конституция гарантирует 40-часовую рабочую неделю, но в чрезвычайных обстоятельствах сотрудника с его согласия могут привлекать к сверхурочным работам: не более 180 часов в год. Однако со стороны нанимателей все чаще звучат предложения значительно увеличить предельную норму сверхурочных работ. По мнению ФПБ, в этом вопросе необходимо в первую очередь усилить работу самих предприятий по привлечению кадров, задействовать существующие механизмы по временному переводу тружеников из организаций, где есть простои или неполное рабочее время, по переобучению работников и привлечению молодежи. В целом позиция ФПБ здесь однозначная: повышение установленных ограничений через изменение норм Трудового кодекса недопустимо.
Александр Лукашенко на прошедшем совещании говорил о том же: не ухудшает ли подготовленный правительством документ положение трудящихся? Президент обратил внимание на недопустимость перекоса при желании отрегулировать те или иные вопросы на законодательном уровне: «Закон принять – это год, полтора, а то и два. Впопыхах не получится, если по-настоящему. И надо ли нам все это запихивать, особенно временные нормативные положения, в закон? Пока примем закон, время уйдет. Закон регулирует наиболее длительные устойчивые связи и отношения. Зачем временные меры, которые еще надо подумать, стоит ли нам принимать, регулировать законом? Думаю, надо это делать подзаконными актами».
По результатам совещания у Главы государства принято решение зафиксировать предложенные правительством дополнительные меры в социально-трудовой сфере в проекте указа Президента.
По словам министра труда и соцзащиты Ирины Костевич, работники предприятий, которые оказались в режиме вынужденной неполной занятости либо были уволены, могут рассчитывать на поддержку государства, сообщает БЕЛТА. Предложен действенный механизм адресной социальной помощи. Причем она будет распространяться не только на конкретного работника, но и на всю его семью, так как рассчитывается исходя из среднедушевого дохода. Упрощена и сама процедура: если сейчас нужно предоставить документы за 12 месяцев, то в новом указе этот период будет сокращен до 3 месяцев для тех работников, которые оказались в режиме вынужденной неполной занятости либо были уволены.
Дополнительные меры затронут также и трудовые отношения работников и нанимателей. До того, как внести предложения Президенту, их обсудили на различных диалоговых площадках.
Соб. инф.
Фото БЕЛТА