В настоящее время роль профсоюзов существенно возросла. Какие задачи сегодня стоят перед общественной организацией и какая роль отводится профактиву накануне республиканского референдума обсудили на очередном пленуме Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций.
– Сегодня как никогда накалилась международная обстановка. Страны Европейского союза не оправдано нагнетают истерию и проводят оголтелую пропаганду против нашей свободной и независимой страны. Выдумывают всевозможные фейки и высказываются против референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию, – сказал председатель отраслевого профсоюза Николай Матюк.
И именно поэтому роль профсоюзного актива значительно возрастает. По словам лидера отраслевого профсоюза, представители профорганизации должны быть в курсе всех дел, происходящих на предприятиях. Им требуется четко владеть морально-психологическим климатом даже в маленьком коллективе, чтобы не допустить деструктивных вбросов, развенчать фейки, да и просто ответить на возникшие вопросы. А с такой задачей могут справиться только настоящие патриоты.
Николай Матюк отметил, что транспортная система страны, несмотря на современные вызовы, продолжает устойчиво работать. В прошлом году выросли показатели социально-экономического развития отрасли: экспорт транспортных услуг достиг 4,3 миллиарда долларов, перевезено 385 миллионов тонн грузов, пассажирооборот составил 20 млн пассажиро-километров. На 15,2% выросла зарплата, а также улучшилась ситуация с занятостью – численность организаций, где по инициативе нанимателя сокращено рабочее время, по сравнению с 2020-м снизилась с 15 до 11.
Продолжалась активная работа по оказанию юридической помощи. Так, в 2021-м правовая инспекция труда выявила 887 нарушений, составила 30 процессуальных документов в судебные органы, дала почти 600 консультаций в ходе телефонных и онлайн-обращений, на личных приемах. Кроме того, благодаря вмешательству правовых инспекторов удалось вернуть людям почти 6 тыс. незаконно удержанных или невыплаченных средств.
Вопрос охраны труда также был на профсоюзном контроле. Технические инспекторы приняли участие в расследовании 31 несчастного случая на производстве. Разбор ситуации показал, что основная причина ЧП – нарушение трудовой дисциплины, игнорирование требований нормативных правовых, технических, локальный актов, невыполнение обязанностей по охране труда. К слову, большую работу по недопущению травматизма проводит «армия» общественных инспекторов – их на предприятиях отрасли более 4 тыс. В прошлом году они зафиксировали 5590 нарушений.
На пленуме также подробно разобрали вопросы создания новых первичек, коллективно-договорной работы и взаимодействия с социальными партнерами.
Анна КАСЮДЕК