Техническая инспекция труда Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций подвела итоги работы за III квартал и 9 месяцев текущего года. В очередной раз это было сделано очень креативно. Выездное совещание-семинар прошло на базе Минского аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца. Участие в нем приняли председатель отраслевого профсоюза Николай Матюк, советник технической инспекции труда Совета ФПБ Наталья Радюк, руководители областных и отраслевых организаций, а также технические инспекторы труда БелПрофТранса.
Выбор места для проведения мероприятия не случаен. Несмотря на то что Минский аэроклуб является структурой ДОСААФ, его первичная профсоюзная организация издавна состояла на учете в Белорусском профсоюзе авиационных работников. Так сложилось исторически. Ныне ППО численностью 52 человека входит в состав Объединенной отраслевой профсоюзной организации авиационных работников и соответственно относится к системе БелПрофТранса.
Еще один повод для проведения совещания именно в авиационной организации – отсутствие случаев травматизма на предприятиях авиационной отрасли в течение текущего и прошлого годов.
Остановив свой выбор на Минском аэроклубе ДОСААФ, организаторы мероприятия, конечно же, не могли не принять во внимание и то, что он имеет славную историю и богатые традиции. Пожалуй, у всех на слуху музей авиационной техники в Боровой. Однако немногим из профсоюзных активистов ранее доводилось побывать там и воочию увидеть раритетную авиатехнику.
В экспозиции на Боровой сейчас находятся 29 уникальных экспонатов. В течение двух ближайших лет их планируется перевезти с бывшего на действующий аэродром «Липки» (совместного базирования МЧС и Минского аэроклуба ДОСААФ), где определено место для будущего музея. Полтора десятка единиц воздушной техники уже обрели там новую прописку.
Экскурсию по музею на обеих площадках провел для представителей БелПрофТранса инженер по качеству аэроклуба Сергей Юхневич, недавний выпускник Белорусской государственной академии авиации. Молодой человек имеет высшее инженерно-техническое образование. Специальность по диплому – «Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей».
Сотрудничать с аэроклубом Сергей начал еще в годы учебы. В течение пяти лет подрабатывал в должности специалиста музейного сектора. За это время основательно изучил и историю развития авиационной техники, и раритетные экспонаты музея. В ходе экскурсии он поразил всех своей эрудицией и знаниями.
Примечательно, что в этом году инициативного молодого человека избрали председателем ППО аэроклуба. Как профсоюзный лидер на всех этапах семинара он сопровождал коллег из БелПрофТранса и, можно сказать, обеспечивал информационную поддержку.
Во время возложения цветов к мемориалу на территории аэроклуба Сергей Юхневич рассказал о выпускниках учреждения, Героях Советского Союза, в честь которых возведен обелиск. В годы Великой Отечественной ими были сбиты 268 вражеских самолетов.
Если подготовкой военных летчиков аэроклуб занимается давно, имеет соответствующую инфраструктуру для этого, то к обучению пилотов гражданской авиации планирует приступить только в следующем году. На летную практику в мае сюда придут курсанты БГАА из первого набора обучающихся по специальности «Летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации». Они будут осваивать полеты на самолете Як52.
Кульминационным моментом выездного мероприятия стали обзорные полеты на вертолете Ми2. На этом познавательно-развлекательная часть семинара завершилась, и началась деловая.
Как организован общественный контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны труда на предприятиях транспортного комплекса и дорожного хозяйства? С обобщенной информацией по этой теме выступил руководитель отраслевого профсоюза.
За 9 месяцев на предприятиях и в организациях, входящих в состав БелПрофТранса, произошло 36 производственных несчастных случаев: шесть из них – со смертельным исходом, 23 – с тяжелым. Это меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Да и в целом по отрасли наметилась тенденция снижения уровня производственного травматизма. Не допущено несчастных случаев на предприятиях авиационной отрасли. Наблюдается положительная динамика в организациях Белорусской железной дороги.
В то же время на автомобильном транспорте отчетный период охарактеризовался ростом несчастных случаев. Их произошло на шесть больше, чем в прошлом году: 10 – с тяжелыми травмами, три – с летальным исходом.
Председатель БелПрофТранса подчеркнул, что по-прежнему проблемой для организаций автомобильного транспорта и дорожного хозяйства остается высокая текучесть кадров среди специалистов, на которых возложены обязанности по охране труда. В период их отсутствия на предприятиях, как правило, наблюдается рост нарушений законодательства об ОТ, таких как несвоевременное проведение инструктажей, допуск к самостоятельной работе без стажировки и первичной проверки знаний по вопросам охраны труда. Среди причин также недостаточный уровень подготовки вновь назначенных специалистов по ОТ, отсутствие опыта работы.
Из положительных моментов Николай Матюк отметил успешное проведение в отрасли с 19 по 25 сентября Недели нулевого травматизма. На предприятиях, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций, производственных несчастных случаев в этот период зафиксировано не было.
В третьем квартале технические инспекторы труда выполнили в полном объеме задание, доведенное Федерацией профсоюзов Беларуси. Были проведены 40 плановых проверок и 223 мониторинга по соблюдению нанимателем законодательства об охране труда. В результате выявлено 1447 нарушений. В 15 случаях приостанавливалась работа неисправного оборудования, которое могло стать причиной получения травм.
Достигнутые результаты прокомментировал и главный технический инспектор труда БелПрофТранса Сергей Серый:
– Два года предприятия авиационной отрасли подтверждают, что можно работать без травматизма. Отсюда вывод: концепция нулевого травматизма – это реальность. В том, что по отрасли в целом наблюдается устойчивая тенденция снижения производственного травматизма, есть частичка и нашего труда. Это не может не радовать.
Однако на предприятиях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, по мнению Сергея Серого, еще есть над чем работать. Автомобильная отрасль, которая была и остается очень травмоопасной, лидирует по количеству и тяжело травмированных, и погибших. Их доля в общем объеме составила соответственно 43 и 50%. Основная причина несчастных случаев – ДТП. Несколько лучше обстоят дела в дорожном хозяйстве, но это может быть объяснимо снижением объемов производства.
Главный технический инспектор труда предложил провести по итогам года, когда расследования будут завершены, обстоятельный анализ каждого смертельного случая по всем подотраслям.
Далее к обсуждению подключились технические инспекторы труда из регионов. В своей практике они сталкиваются приблизительно с одними и теми же проблемами. Это – большая загрузка и низкий уровень зарплаты специалистов по ОТ, выполнение ими несвойственных функций и, как следствие, текучесть кадров.
По мнению выступивших, работа не должна зацикливаться только на инженере по охране труда. Низкий уровень знаний специалистов среднего звена также дает рост нарушений на предприятиях. Надо принципиально подходить к оценке их подготовки.
Есть вопросы и к руководителям предприятий. Если они не уделяют должного внимания охране труда, бесполезно что-то требовать от подчиненных. И наоборот, там, где есть поддержка со стороны начальства, работа приносит положительные результаты.
Поднятые вопросы уже неоднократно обсуждались на разного рода совещаниях. Но воз и ныне там. По убеждению представителей инспекции, назрело время решать проблему на самом высоком уровне.
Заключительное слово взял руководитель БелПрофТранса. Подчеркнув значимость деятельности технической инспекции труда, он предложил проанализировать по итогам года эффективность работы каждого инспектора: сколько им было проведено проверок и мониторингов, выявлено нарушений и, самое главное, как налажен процесс устранения замечаний и предписаний.
– Ведь важно не только поставить задачу, но и добиться ее исполнения. Скажем спасибо лучшим, укажем на недостатки отстающим. Техническая инспекция труда – это очень серьезно. Это – жизнь людей, – резюмировал Николай Матюк.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «Транспортный Вестник»