В результате совместных усилий, предпринятых на предприятиях и в организациях отрасли, условия труда стали более безопасными и комфортными, отметил в ходе семинара председатель Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций Владимир Федорович.
В этом направлении в коллективах проводится большая работа. Показательным является пример таких предприятий, как ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод» и филиал «Автобусный парк № 6» ОАО «Гомельоблавтотранс», где побывали участники в ходе семинара. А также ОАО «Пинский автобусный парк», РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», ОАО «Минский завод гражданской авиации № 407», филиал «ДРСУ № 163» КУП «Минскоблдорстрой», мехкарьер «Черкассы» филиала «Нерудстройматериалы» ОАО «Дорстройиндустрия», ЧТУП «Транс-Велес» г. Копыля, виртуальную экскурсию по которым собравшиеся совершили во время демонстрации презентационного фильма.
За шесть месяцев произошло 20 производственных несчастных случаев, два из которых – смертельные.
В организациях Белорусской железной дороги, дорожного хозяйства, автомобильного транспорта отмечен рост производственного травматизма с тяжелым исходом: 11 человек были травмированы деталями (воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей и т.п.), шестеро получили травмы.
Анализ материалов специального расследования и результаты их рассмотрения свидетельствуют о том, что основной причиной случаев травматизма также является отсутствие должного внимания к вопросам обеспечения безопасности производственных процессов со стороны руководителей, особенно среднего звена, подразделений филиалов. Все еще не выявляются нарушения при организации и производстве работ, к которым привлекается персонал без оформления наряда-допуска, снятия напряжения и установки заземлений, ограждения.
– В первом полугодии технической инспекцией профсоюза в соответствии с планом проверок и мониторингов по соблюдению законодательства об охране труда на предприятиях отрасли проведены 64 проверки, в ходе которых выявлены 548 нарушений. Еще 1885 – по результатам 330 мониторингов, – отметил Владимир Федорович. – В 2024 году в организациях отрасли функции общественных инспекторов по ОТ выполняют 3907 человек. Их основное внимание направлено на соблюдение требований по охране труда и участие в периодическом контроле.
Владимир Федорович:
– Сегодня перед нами стоит задача сделать общественный контроль в сфере труда эффективным и современным. Он должен соответствовать как основным ожиданиям работника, так и интересам нанимателя. Постоянный диалог между нанимателями и профсоюзными комитетами позволяет нам находить оптимальные решения для создания безопасных и комфортных условий труда, решать возникающие вопросы как системного характера, так и по отдельным филиалам и структурным подразделениям.
Заместитель начальника управления научно-технической политики и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций Павел Бречко в ходе республиканского семинара остановился на теме выполнения госпрограммы «Рынок труда и содействие занятости» до 2025 года. Одним из ее заказчиков и исполнителей является Минтранс.
Программой предусмотрено выполнение задачи «Улучшение условий и охрана труда» с доведением определенных заданий. Одно из них касается сокращения количества человек, занятых на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда. В 2023 году задание было реализовано с заделом: на предприятиях число таких работающих было снижено до 29,8 тыс. человек при необходимых 34 тысячах. Выполнение данного показателя обусловлено также и общим сокращением работников транспортного комплекса. По словам Павла Ивановича, необходимо продолжать работу по выводу людей из вредных и опасных условий, в том числе за счет замены подвижного состава на более современный.
Важную роль в создании оптимальных условий труда играет и использование на предприятиях отрасли системы управления охраной труда (СУОТ). К 2024 году задание по ее внедрению выполнено в 90% предприятий. В большинстве она действует уже не первый год. В 2024-м ею должно быть охвачено еще 5%. Это в основном организации с незначительной численностью штата.
Затронул Павел Бречко и вопросы производственного травматизма:
– Актуальным является обеспечение безопасности движения транспорта, так как для транспортного комплекса характерно травмирование работников вследствие ДТП. Ежегодно по этой причине мы имеем пострадавших на производстве водителей, работников-пассажиров и дорожных рабочих. В прошлом году произошло пять такого рода ДТП. К сожалению, не обошлось без них и в нынешнем.
Как отметил представитель Минтранса, для предупреждения подобных случаев и уменьшения последствий от них со стороны ведомства будет продолжено целевое выделение бюджетных средств по заявкам организаций дорожного хозяйства. Они предусмотрены для приобретения прицепных демпферных устройств и технических средств организации движения со светодиодной индикацией. Со своей стороны дорожные службы должны безусловно соблюдать согласованные с ГАИ планы организации дорожного движения при выполнении работ. Кроме того, для снижения дорожно-транспортного травматизма в целом по республике Минтрансом будут направляться бюджетные средства на приобретение и установку дорожных ограждений, разделяющих транспортные потоки, и ликвидацию участков концентрации ДТП.
Руководителям организаций, на которые законодательством возложено множество функций по обеспечению безопасности движения транспорта, Павел Бречко настоятельно рекомендовал максимально использовать в своей деятельности современные технологии и информационные системы. Они помогут упростить выполнение данных обязанностей – начиная с предрейсового контроля состояния водителей и соответствия технического состояния транспортных средств и заканчивая процессом управления автотранспортом.
Немаловажную роль в обеспечении безопасного труда играет его популяризация, а также мотивация и материальное стимулирование работников. На это выступающий также обратил внимание собравшихся.
Павел Бречко:
– На страницах отраслевых газет «Транспортный вестник», «Транспортная безопасность» и «Железнодорожник Белоруссии», на которые организации могут оформить постоянную подписку, систематически освещаются вопросы общественной безопасности, включая охрану труда, безопасность движения и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Ежегодно около тысячи водителей республики, работающих без аварий и нарушений Правил дорожного движения, приказом министра транспорта и коммуникаций награждаются нагрудным знаком «За работу без аварий». При этом многими предприятиями в коллективных договорах предусмотрены соответствующие выплаты водителям за работу без аварий. Положение о таком нагрудном знаке утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2006 года № 504. В связи с этим рекомендую государственным органам и организациям обратить внимание на данную возможность стимулирования водителей уже предусмотренным законодательством способом.
В ходе семинара обсуждались и другие темы, касающиеся безопасности движения и эксплуатации транспорта и оборудования, безопасного производства работ, совершенствования работы по охране труда. Участники мероприятия дали ему высокую оценку, отметив важность и актуальность рассматриваемых проблем.