Любанский район, Минская область. Отсюда был проложен первый воздушный мост в годы Великой Отечественной войны. Память о тех днях хранят местные жители. Родственники дорожат таким отношение и приезжают каждое лето…
Зыслов остров
Эту историю аэродрома не знают и многие белорусы. Леса там и, вправду, таинственны. А по сей день сторожит тишину «Партизан в дозоре» (название памятника). Местные говорят о тех событиях скромно. И тихо. Сегодня трудно представить, что на этой площадке в годы войны садились самолеты. Располагалась партизанская бригада. Хотя сегодня уже практически ничего о тех годах не напоминает, но в День Победы здесь ежегодно собираются жители.
Осень 1942. Из аэродрома Внуково взлетает самолет Ли-2. Про такие непослушные в управлении воздушные судна говорили: «Два «Ли»: взлетит ли? Сядет ли?». Командиром борта становится Александр Груздев. Пилот Гражданского флота с началом войны выполняет нестандартные задачи: высадка десанта, разведка, бомбардировка противника. После одного из вылетов Груздев насчитал на корпусе свыше 100 пробоин от зениток и пулеметов. Теперь же миссия – более рискованная. Самолет берет курс в самый глубокий тыл – белорусские леса. На поляну, которая из-за песчаной насыпи прозвали островом. Зыслов.
Труднодоступная суша
Деревня Старосеки. Сюда после начала коллективизации переехали многие. Те самые местные жители научились и знали, как по сухим тропинкам пробраться по болотам. Хуторяне Любанского района объединились в народное ополчение. Уже в августе 41-го труднодоступный участок суши стал надежным убежищем для отрядов мстителей. Между Минской областью – оплотом передового движения белорусских партизан – и Москвой партизаны наладили радиосвязь. В районе действовали подпольные обкомы, штаб партизанских соединений и бригад, редакции подпольных газет “Звязда”, “Чырвоная змена”, “Кліч Радзімы”. Рядом в деревне Загалье работала лесная школа.
С чем столкнулись гитлеровцы? Гарнизоны подвергались внезапным атакам, снабжение прерывали дерзкие вылазки, партизаны подрывали мосты и переправы. Преследования и карательные операции оказывались бессмысленны. Затаиться в непроходимых лесах местным было легко.
Было организовано снабжение. Тихоходы У-2 регулярно сбрасывали партизанам вооружение и медикаменты. Вот только бесценные грузы тонули в трясине или терялись в зарослях. Летом 1942-го было решено строить аэродром.
Сплочение людей
Найти сегодня следы тех событий трудно. Темпы были ударные. Работали толокой: валили и корчевали деревья, ровняли и утрамбовывали грунт, свозили щебень и песок. Как одной дружной семьей. А на острове Добрый по соседству имитировали бурную деятельность. Для маскировки… Именно туда немцы сбрасывали бомбы и мины. А Зыслов…
В 60-70-х местность подверглась мелиорации. 80 лет назад (сейчас, конечно, в это сложно поверить!) на строительство лесного аэродрома ушло всего 2 месяца.
В кромешной тьме лесов в сентябре 1942 летчик Груздев видит условный знак – костры в форме фронтового письма. Посадка. Идеальная «взлетка» для Ли-2 – это 1100 метров. Во время войны летчики «садились» и на 600-х. После выгрузки в опустевший отсек Ли-2 переносили тяжело раненых, сирот… И грузы, которым партизанам приходилось отвечать головой. Таковые направлялись по прибытии в Москву сразу в Госсбербанк. Золото, серебро, драгоценные камни. За накоплением внимательно следили спецслужбы. Только в Минской области партизаны собрали 4,5 миллиона рублей. В те времена сумма достаточная, чтобы для экипажей произвести 3 танка и столько же самолетов.
Всенародная память
Сегодня на месте военной истории Беларуси стоят землянки и мемориальный знак «Мертвая петля». В Любанском районе посреди лесов и на месте братских захоронений склонил голову «Скорбящий старик». Прообраз знаменитого Деда Талаша. Здесь покоятся 296 погибших. Могила хоть и не безымянная, но до некоторых пор оставалась безликой. Теперь на месте памятного знака есть фотомедальоны – Терентия Осипова и Степана Пивоварова. Судьбы этих бойцов ранее были очерчены казенной формулировкой «пропавшие без вести». Теперь же поклониться к ним приезжают родственники из Ленинградской и Брянской областей. Других погибших на Зыслов острове и пока неизведанные истории и судьбы людей в Любанском районе устанавливать не прекращают.
Алексей БОЛОТОВ
Фото из открытых интернет-источников