История технических библиотек на Белорусской магистрали неразрывно связана со становлением и развитием железнодорожного транспорта. Во второй половине XIX века от специалистов инженерно-технических профессий требовалось помимо общей образованности иметь высочайший уровень знаний и компетентности и непрерывно поддерживать их в актуальном состоянии.
Первой была открыта библиотека в Минске, при Управлении Либаво-Роменской железной дороги, осенью 1882 года. В архивах сохранился проект положения о библиотеке.
На протяжении 140 лет своей истории, пройдя эпохи становления принципиально нового вида транспорта, смены общественно-политических строев, войн и революций, эвакуацию и восстановление утраченных фондов, развитие сети библиотек и внедрение современных методов работы, система библиотечного дела на Белорусской железной дороге по-прежнему сохраняет свое важное значение в подготовке грамотных специалистов-железнодорожников, остается незаменимым источником достоверной, а порой и уникальной информации и надежным хранилищем специализированных знаний.
Сегодня на Белорусской железной дороге функционирует 6 технических библиотек и 8 пунктов библиотечного обслуживания и Научно-техническая библиотека Центра научно-технической информации. Общий библиотечный фонд состоит из более чем 407 тысяч изданий.
Усилиями нескольких поколений библиотекарей собран уникальный депозитарный фонд раритетных и редких книг. Его общий объем составляет более 4000 экземпляров, а самой старинной книге в этом году исполняется 163 года. Накопление и хранение изданий и документов по истории дороги и отрасли в целом – это задача, которую успешно решает библиотека и сейчас.
15 сентября 2022 года в здании Центра научно-технической информации Белорусской железной дороги открылась уникальная выставка редкой книги. Она посвящена 140-летию образования технических библиотек на Белорусской железной дороге и стала хорошим подарком к этой значимой дате. На выставке представлено 140 редких книг, изданных с середины XIX века до 40-х годов XX века. Это часть депозитарного фонда научно-технической библиотеки ЦНТИ.
Самый старинный экземпляр выставки – перевод сочинения немецкого инженера Макса фон Вебера «Общепонятное описание устройства железных дорог, их подвижного состава и управления ими, в историческом, техническом, административном и статистическом отношениях», изданный в 1859 году. Также на выставке представлены номера «Журнала Министерства путей сообщения» – научно-технического издания железнодорожной и строительной тематики, на страницах которого публиковались труды русских ученых, подшивка «Вестника Юго-Западных железных дорог» 1903 года, «Смета по эксплуатации Полесских железных дорог на 1914 год», подшивки Сборника Тарифов Российских железных дорог за 1902, 1906, 1907, 1910–1913, 1915, 1917 годы и др.
В рамках открытия выставки состоялось вручение памятных дипломов за подписью Начальника Белорусской железной дороги работникам и ветеранам магистрали, которые внесли значительный вклад в развитие технических библиотек магистрали.
В ближайшее время выставка редкой книги будет дополнена экспонатами из фондов Музея истории Белорусской железной дороги и продолжит свою работу в рамках мероприятий, посвященных 160-летию Белорусской железной дороги. Посетить ее могут работники и ветераны предприятий Белорусской железной дороги – организованными группами по предварительным заявкам.
Пресс-центр БЖД