Термин «трудоголизм» введен в научную терминологию сравнительно недавно. В 1971 году американский психолог Уэйн Отс определил его как навязчивое неконтролируемое желание работать. Существует ли грань между любовью к работе и зависимостью от нее? Попробуем отыскать ответы на эти сложные вопросы. Кстати, именно сегодня, 5 июля, отмечают международный день трудоголиков.
Слово «трудоголик» мы слышим часто. Одни в это понятие вкладывают исключительно негативный подтекст. Дескать, это человек, который ничего и никого вокруг себя не видит, работа – смысл его жизни, увлечение ею приводит к психическим расстройствам, эмоциональному выгоранию и депрессии. Другие же видят в трудоголиках незаменимых работников, радеющих за общее дело. Трудоголики любят свою профессию, потому и одержимы ею, они просто не могут думать ни о чем другом. Работа для них – «дофаминовый крючок», зато они делают ее лучше других и получают от этого удовлетворение. Наниматели таких работников на руках носят, ведь на них всегда можно положиться и быть уверенными, что они не просто выполнят порученное дело в срок, но и сделают это на высшем уровне.
С таким подходом согласна заместитель председателя Брестской областной организации Белорусского профсоюза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства Елена Брындина.
– Фанатов работы немало. Это люди, которым нравится работать много, качественно и эффективно. Как по мне, так пусть трудятся, лишь бы не во вред здоровью, – рассуждает собеседница. – Благодаря трудоголикам создаются блага, которыми мы пользуемся. Вот конкретный пример. Недавно в Столине прошел спортивный фестиваль «Вытоки». Немало труда в организацию этого праздника вложило местное райпо, возглавляемое Сергеем Крыжиком. Кстати, он стал «Человеком года» Брестчины. Да и в целом, Столинщина – трудолюбивый регион. Взять хотя бы известную огуречную столицу страны Ольшаны. Жители этого населенного пункта всего добиваются своим трудом.
Елена Брындина называет и других людей, которых считает трудоголиками в лучшем смысле этого слова – ответственных, умеющих сочетать личные интересы с общественными. Например, бывшая заместитель генерального директора ОАО «Брестский центральный универмаг» Татьяна Клюка была свято предана работе, ратовала за интересы коллектива, но не забывала при этом о своих родных и близких. Эту женщину отличают высокая требовательность к себе и внутренняя самоорганизация. Такими же качествами обладают, по мнению Елены Александровны, и некоторые нынешние ее коллеги по профсоюзной деятельности, к примеру, председатель Каменецкого райобъединения профсоюзов Оксана Высогроцкая, председатель объединенной первичной профорганизации работников торговли, потребкооперации и предпринимательства г. Барановичи Наталья Шибут.
– Уважительно отношусь к людям, которые умеют отдаваться любимому делу сполна, не считаясь с личным временем, – подытоживает Елена Брындина.
Трудоголизм = «жизнь» на работе?
Многие люди ставят знак равенства между трудоголизмом и буквально «жизнью» на работе. Правильно ли это? Международная психологическая ассоциация определяет трудоголизм как сочетание трех основных симптомов: внутреннее чувство потребности в работе, мысли о ней в нерабочее время, работа сверх установленного времени в ущерб другим сферам жизни. И все это без принуждения, по внутреннему зову. Что же касается тех, кто пропадает на работе, а то и на двух-трех, то тут мотивы иные. Чтобы поддерживать достойный уровень жизни, многие вынуждены работать больше, но в приоритете у них – не сама работа, а материальное благополучие собственное и семьи. Таким людям нужна не психологическая помощь, а чтобы их права на труд и отдых соблюдали.
Главный технический инспектор труда Брестского областного объединения профсоюзов Альберт Харлов, отвечающий за безопасный труд на рабочих местах, отмечает, что не считает себя трудоголиком, но на работе проводит гораздо больше времени, чем предписано Трудовым кодексом. В служебном кабинете он появляется рано – в 6:30 и покидает его зачастую около 19:00. Что заставляет так долго работать?
– Рабочий день наполнен суетой – телефонные разговоры, совещания, консультирование людей, общение с коллегами, а есть еще работа, требующая сосредоточенности, внимательности. Ее желательно делать в тишине. Самое оптимальное время для составления отчетов, работы с документацией – до начала или после окончания рабочего дня, – делится мнением профсоюзный работник. – Поэтому я рано прихожу и поздно ухожу.
На вопрос, как сказывается длительное нахождение на рабочем месте на рабочих и служащих, Альберт Харлов отвечает: «по-разному». Офисный работник если и потеряет бдительность, то максимум допустит ошибку в бумагах. Рабочему человеку сложнее, ведь вокруг него машины и механизмы. Усталость зачастую приводит к несчастным случаям, поэтому профсоюзы и держат на контроле вопросы охраны труда и соблюдения норм рабочего времени. Но каждый для себя должен решить сам, как относится к работе и сколько времени готов ей посвящать. Статус «Очень Занятого Человека», безусловно, почетен, но не в ущерб другим сферам жизни – отдыху, общению с родными и друзьями, хобби, здоровью. Не дайте превратиться здоровому интересу к работе в опасное расстройство!
Вы можете считать себя трудоголиком, если:
Выявили совпадения по большинству пунктов? Тогда стоит проанализировать, все ли в порядке с вашим отношением к работе.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото из открытых источников, носят иллюстративный характер