1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 17 318 50 71
ГлавнаяНовостиУ аэроплана не было даже кабины! Каким был первый полет над Минском
25 мая 2022

У аэроплана не было даже кабины! Каким был первый полет над Минском

24 мая 1911 года в Минске произошло событие всколыхнувшее все прогрессивное население – над городом впервые пролетел самолет.

111 лет тому назад над Комаровским полем пролетел летчик Сергей Уточкин. Кроме пустыря в том месте тогда были казармы и склады.

За 9 месяцев до этого события, а именно 22 августа 1910 года, над Комаровским полем пытались совершить полет предприниматель Ранк и летчик Мартольс на аэроплане «Блерио». Газеты писали, что «народу собралось очень много; лезли люди куда не надо, оттого и намяли много кому бока. Много публики пролезло без билетов».

К сожалению тот полет закончился трагически. При приземлении самолет врезался в толпу людей, несколько человек были ранены, один погиб. Авиатора вместе с помощником арестовали, следствие пришло к выводу, что в катастрофе виновата толпа людей. Однако Ранк выплатил семье погибшего компенсацию в 1500 рублей.

Когда за несколько дней до полета Уточкина в Минске на информационных тумбах вывесили рекламные афиши о будущем полете, много людей вновь собралось на Комаровском поле. Официально такие полеты называли «авиационными митингами», но они становились настоящими народными праздниками. Полеты Сергея Уточкина были коммерческими, авиатору нужны были деньги, чтобы совершить свой первый перелет из Петербурга в Москву.

В конце 1910-го и в начале 1911 года Уточкин летал в Греции, Турции и в Египте. Едва ли не первым он пролетел на аэроплане над древними пирамидами. Это был настоящий энтузиаст авиации.


Аэроплан для полета в минском небе Сергей Уточкин сделал сам. Во Франции купил авиамотор мощностью 63 л. с. и по чертежам построил самолет-биплан по типу французского «Фарман IV». Выглядел тот аэроплан очень просто – обтянутые материей крылья, открытый мотор, проволочная система управления, руль и штурвал. Кабины не было.

Солнечным днем 24 мая 1911 года Комаровское поле оградили, там играл духовой оркестр. Чтобы насладиться полетом знаменитого Уточкина сидя на трибуне, нужно было купить билет за 1 рубль. Прочей публике за стоячие места пришлось заплатить 50 копеек, школьники и гимназисты в форме могли купить билет за 25 копеек. Народ попроще устраивался на пригорках, а кое-кто залезал на дерево.

Чтобы снова не произошла трагедия, на Комаровском поле присутствовала полиция, а также впервые дежурила машина скорой помощи, которую прислали из Вены минской общине сестер милосердия ордена Красного Креста.


Люди с интересом наблюдали как Уточкин садится в аэроплан и пристегивается ремнями, как его механик проворачивает пропеллер и запускает двигатель. Чтобы самолет набрал силу для подъема, его крылья держали ассистенты. Затем шум мотора увеличился, летчик скомандовал: «От винта!» и ассистенты отпустили крылья. Аэроплан плавно покатился по полю и взлетел. Трибуны разразились аплодисментами и ликующими криками.

На своем летательном аппарате Уточкин взлетел на высоту 150 метров, он был ясно виден всем. Пилот долетел до Комаровского леса, в том месте сейчас находится универсам «Рига», развернул самолет и вскоре приземлился немного по-птичьи – слегка коснулся земли, снова чуть взлетел, а затем, скользнув колесами по земле, остановился.

После дозаправки и осмотра самолета Сергей Уточкин снова взлетел. На этот раз у него было «военное задание»: сбросить в очерченный круг «пакет с донесением», что он и выполнил. В третий и четвертый полет авиатор пригласил всех желающих, но среди минчан нашлось лишь двое храбрецов. Пятый полет совершил механик Уточкина под руководством пилота. Публика аплодировала, успех был ошеломительным.


В те времена люди не понимали, как человек может летать по воздуху, а сам аэроплан воспринимали как чудо. Мало этого, оказалось, что полет воздействует на человека. Не только летчики, но и пассажиры говорили, что во время полета не испытывали страха, чувство реальности происходящего притуплялось, они ощущали лишь удивительную полноту жизни и радость от парения над землей.

На другой день, 25 мая 1911 года, погода в Минске испортилась. Было холодно, дул сильный ветер, что опасно для полетов. В то время много воздушных аварий происходило именно из-за сильного ветра. Но авиатор Уточкин летал в любую погоду, в тот день он снова взмыл над Комаровским полем.

Первые полеты Сергея Уточкина над Минском заснял один из кинооператоров минского кинотеатра «Гигант». Вскоре их показали публике. Выходит, что 24 мая 1911 года вполне можно считать еще и днем рождения кинематографа в Беларуси.

Первые авиаторы были людьми невероятной храбрости и мужества. Ими гордились, о них писали газеты и журналы, печатали их фотографии и восторженные рассказы о первых полетах. Авиация прошла огромный путь, изменив мир, представления о времени, пространстве и возможностях человека. Но полет скромного аэроплана Уточкина 111 лет тому назад в минском навсегда остался первым.

Сергей КИРИК

Фото из открытых источников

Карта сайта