В каждом регионе Синеокой есть своя «изюминка», способная очаровать жителей любого уголка планеты.
Представители Департамента по туризму Министерства спорта и туризма рассказали о популярных маршрутах и успехах туристического бизнеса. Также обозреватель портала 1prof.by узнала о проблемных точках сферы, которые необходимо подкорректировать в ближайшем будущем.
Шагая туристическими маршрутами
Как рассказала директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович, в нашей стране далеко не первый год особое внимание уделяется развитию внутреннего туризма.
– Мы видим, какие направления интересуют белорусов. Это, прежде всего, активные виды отдыха. Агроэконтуризм не теряет своей актуальности. Свою нишу, особенно среди иностранных туристов, по-прежнему занимает медицинский туризм и санаторно-курортное лечение – в данном направлении наша страна весьма привлекательна для жителей самых разных стран, – перечислила сильные стороны Ирина Воронович.
И подчеркнула, что белорусский туризм не стоит на месте. В каждом регионе действуют пилотные проекты, направленные на улучшение городской и сельской инфраструктуры, появляются новые маршруты. Кроме того, руководители туристических объектов проводят различные акции и конкурсы, в которых люди с удовольствием участвуют. Уже традицией стало проведение бесплатных экскурсий и дней открытых дверей.
Директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма акцентировала внимание на том, что страны-соседки проявляют интерес к сотрудничеству с регионами.
– К нам довольно часто приезжают коллеги из разных областей Российской Федерации. Очень много проходит онлайн-мероприятий с зарубежными представители туристического бизнеса. Беларусь предлагает отдыхающим широкий спектр услуг с самыми разными жизненными приоритетами и финансовыми возможностями, – уточнила Ирина Воронович.
В отпуске – пожить в роскоши
Чтобы понять, какую работу провели различные структуры для раскрытия туристического потенциала страны, обратимся к статистике.
– Туристическая индустрия является важным сектором экономики. Сектор представлен 592 гостиницами вместимостью 37 тыс. 654 человека. Общая численность работников гостиниц составляет 7 тыс. 346 человек. С 2016 по 2020 год в стране достигнуты значительные успехи в развитии инфраструктуры и средств размещения. Ряд отелей находится в стадии реновации. Приход гостиничных международных цепочек и рост числа иностранных туристов свидетельствует о повышении привлекательности Беларуси на международном уровне, – уточнила начальник отдела маркетинга и качества туристских услуг Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Бринкевич.
Вместе с тем нельзя не отметить, что пандемия внесла свои коррективы в развитие сферы туризма. К примеру, снизилась эффективность деятельности гостиниц, что привело к отсутствию рентабельности. В этой связи объектам пришлось еще больше ориентироваться на внутренний туризм, многие отели перешли с посуточной аренды на постоянную, а также существенно снизили стоимость проживания.
– Просматривая территориальную специфику гостиничного сектора, мы наблюдаем следующую картину: по количеству гостиниц и аналогичных средств размещения лидирует Минск (в столице расположено около 114 таких объектов). В Брестской области работает 109 гостиниц, в Витебской – 91, в Гомельской – 77, в Минской – 69, в Могилевской области – 66. Все большую популярность приобретают поездки выходного дня в пределах 30-50 км от места жительства, – приводит данные эксперт.
Ирина Бринкевич убеждена, что сейчас важно в самых популярных для туристов городах вводить в эксплуатацию гостиницы, позволяющие принимать большие организованные группы. Необходимо также продолжить работу по развитию придорожного сервиса. Важно устанавливать станции для зарядки электромобилей, развивать сетевые сервисов поминутного проката велосипедов и самокатов, строить новые кемпинговые стоянки.
К истокам бытия
Как упоминалось ранее, в нашей стране огромное внимание уделяется развитию агроэкотуризма. На 1 января 2022 года в Беларуси было зарегистрировано более 3 тыс. субъектов, оказывающих услуги в сфере агроэкотуризма. Общее количество усадеб в 2021 году по сравнению с 2020-м увеличилось на 214 единиц, по сравнению с 2006-м – на 3116 единиц.
Владельцы бизнеса ставят перед собой амбициозные цели достигнуть допандемийного уровня прибыли. Со своей стороны они готовы вкладывать средства в развитие объектов. Для привлечения туристов сегодня важно наладить систему бронирования мест онлайн. В этой связи многие компании активно занимаются разработкой удобных мобильных приложений. Планируется, что вдоль трасс будут размещаются рекламные баннеры с их QR-кодами.
Подготовка кадров по-прежнему больная тема?
Важный аспект, которому в Департаменте по туризму уделяется особое внимание, касается подготовки кадров туристического бизнеса. К слову, ранее портал 1prof.by рассказывал, почему работа экскурсоводом у большинства специалистов не является основной.
– Где-то мы проседаем в плане кадров со знанием английского языка. Всего 10% всех средств размещения имеют международный стандарт сервиса, так называемую звездность. Работаем в настоящий момент над созданием туристско-информационных центров, чтобы более качественно продвигать услуги внутри регионов. Необходимо развивать недорогие базы отдыха для летнего и семейного отдыха. Ведь на лицо – повышенный спрос на отдых на природе, – считаю в Министерстве спорта и туризма.
Вся Беларусь в целом, и Минск в частности обладает огромным потенциалом событийного и культурного туризма. В столице, к примеру, работают 17 театров, 30 музеев и более 10 галерей.
– Белорусский туризм не ограничен посещением замков. Об этом, что не может не радовать, знают практически все. Есть экологический туризм, промышленный. Создаются уникальные продукты, которые с удовольствием посещают как дети, так и взрослые. Люди заинтересованы ехать в регионы и проводить время на открытом воздухе, – убеждены в ведомстве.
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Александра ПОБАТА, носит иллюстративный характер