Белорусский профсоюз работников транспорта и коммуникаций (БелПрофТранс) был образован в мае 2016 года путем слияния Белорусского профсоюза авиационных работников, Белорусского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей и Белорусского профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства.
История профсоюза авиационных работников – это история развития воздушного флота СССР, Гидрометеослужбы, ДОСААФ, гражданской авиации Республики Беларусь. В 1918 г. воздушный флот страны Советов имел тысячу самолётов и около 35 тысяч человек личного состава. В те годы авиаторы входили в профсоюз транспортных рабочих, I съезд которого состоялся в сентябре 1919 г. В мае 1923 г. IV Всероссийский съезд профсоюза местного транспорта принял решение присоединить авиаработников к этому союзу в качестве самостоятельной профессиональной секции. И только в октябре 1934 г. авиационные работники выделились в самостоятельный профессиональный союз, который объединил в основном только работников авиации – создателей авиационной техники, а также специалистов, эксплуатирующих и ремонтирующих её.
Начало развития железнодорожного транспорта на территории Беларуси было положено открытием в 1862 году движения поездов на участке Поречье-Гродно протяженностью 64 км. Вместе с развитием железнодорожного хозяйства, увеличением объема перевозок росла и численность “путейцев” (так вначале называли всех железнодорожников). В 1873 году их насчитывалось 12,1 тысячи, в 1900 — свыше 30,6 тысяч. Концентрация больших масс рабочих в местах расположения железнодорожных предприятий содействовала развитию организованности этой категории трудящихся, объединяла их для решения в начале простейших насущных задач улучшения условий труда и быта, а затем и все более крупных и важных, включая организацию забастовок и создание профсоюзов. Роль служащих, интеллигенции на дорогах была особенно существенной. Общее количество служащих, инженерно-технических работников составляло 25-30%. Однако управленческим трудом из них занималось не более чем в промышленности, т.е. 7-8%. Остальные 18-22% представляли качественно иных служащих. Они были заняты физическим трудом и получали зарплату более низкую, чем рабочие. Труд этой части железнодорожных служащих носил в основном, как и у рабочих, исполнительный характер, а не организационный и управленческий, в отличие от служащих средней и высшей категории. Все это в значительной степени сближало в социальном плане служащих низшей категории с железнодорожными мастеровыми и рабочими, объединяло их на совместную борьбу за свои социальные права. В дальнейшем такая ситуация сыграла свою роль в создании профсоюза железнодорожников. Именно служащие инициировали в 1905 году этот процесс.
Первые организации профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства возникли и зародились явочным порядком в период революционных событий 1905 – 1907 годов. Основу зарождавшихся в те годы профсоюзных ячеек составляли грузчики, которые были наиболее представительной частью транспортных работников Российской империи. Свидетельство тому – организованный еще в 1902 году в Петербурге «Союз рабочих грузокатального дела», действовавший нелегально. Затем в 1906 году там был организован союз автомобильно-экипажных рабочих. Первые организованные союзы возчиков гужевого транспорта и грузчиков, союзы автомобильно-экипажных рабочих проводили стачки и забастовки под экономическими лозунгами, организовывали кассы взаимопомощи, вели широкую пропагандистскую работу среди пролетариев. К 1909 году завершился процесс объединения и централизации профсоюзных организаций транспортных рабочих, возчиков такси, и грузчиков, которые действовали как в крупных городах, так и в небольших городах и местечках Белоруссии. Именно этот год положил начало созданию профсоюза транспортных рабочих в Белоруссии. В мае 2005 года путем присоединения к профсоюзу работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства профсоюза работников водного транспорта, был образован Белорусский профсоюз работников транспорта и дорожного хозяйства.
18 мая 2016 года Объединительный съезд Белорусского профсоюза авиационных работников, Белорусского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей и Белорусского профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства принял решение создать Белорусский профсоюз работников транспорта и коммуникаций (БелПрофТранс) путем слияния трех вышеназванных профсоюзов, для которых Министерство транспорта и коммуникаций РБ являлось единым социальным партнером.
12 июля 2016 года БелПрофТранс был зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Беларусь. (Свидетельство №099).